Через два часа после начала 8-дневного круизного маршрута на исходе 13 января, «Costa Concordia» - один из лучших круизных лайнеров, потерпел крушение вблизи итальянского острова Джилио. Пройдя всего около 70 км. в направлении первого по маршруту порта Савона, лайнер отклонился от курса. По одной из версий, капитан лайнера, Франческо Скеттино, решил похвастаться своим мастерством кораблевождения перед коллегой и другом Марио Теренцио Паломбо. Однако, как говорят о попавших в ДТП автомобилистах, не справился с управлением и зацепил днищем лайнера за подводные рифы. В результате - огромная, в 70 метров длиной, пробоина и неминуемое затопление судна.
Вот как планировали отдохнуть и где побывать туристы, купившие билеты на круиз:
Спешно прервав телефонный разговор с приятелем, капитан, по заявлению следователей, между 21.42 и 22.58 (00.42 и 1.58 мск) — сразу после столкновения и до начала эвакуации — успел еще три раза позвонить владельцу лайнера, управляющему морскими круизами Роберто Феррарини. Содержание разговоров пока неизвестно.
По-видимому, все-же отдавая себе отчет в катастрофичности положения лайнера и учитывая присутствие на борту огромного числа пассажиров (3000 чел.) и членов команды (1200 чел.), капитан принял решение выбросить судно на ближайшие прибрежные скалы возле маяка острова Джилио. Возможно именно эти действия позволили избежать огромного числа жертв. Но...!!! Увы, жертвы есть — 11 человек погибли и 28 считаются пропавшими без вести. И все это из-за мальчишеского хвастовства капитана. Как он заявил: «Я плыл на глазок, потому что я хорошо знаю глубину воды здесь и уже три-четыре раза я проделывал подобный маневр».
Приведенная ниже карта показывает каким курсом должен был идти лайнер и как его намеревался провести капитан. По правилам, судно должно было обогнуть острова Тосканского архипелага Джилио и Джианутри, оставив их (острова) по правому борту. Острова Джилио и Джианутри с полуостровом Монте Арджентарио образуют как-бы треугольник, между вершинами которого не более 15 км. морской поверхности. Вот именно сквозь этот треугольник и решил провести свой лайнер капитан Франческо Скеттино. И как он сам сказал, делалось это не в первый раз. К слову, мореплавание в этих местах не запрещено, но... для малоразмерных судов. Суда с таким водоизмещением, как у «Costa Concordia», должны использовать маршруты огибающие этот треугольник.
На видео-реконструкции движения лайнера, сделанной по информации Vessel Traffic Database, видно как судно движется по проложенному капитаном курсу намереваясь пройти через злополучный треугольник из островов Джилио и Джианутри по левому борту и полуострова Монте Арджентарио. Затем, по-видимому после получения пробоины, отклонилось от курса и направилось прямо к острову Джилио. Здесь, на прибрежных скалах острова в непосредственной близости от маяка, «Costa Concordia» завершила своё плавание.
Дальнейшие действия Франческо Скеттино не поддаются разумному объяснению. Сигнал SOS с борта не передавался, эвакуация пассажиров происходила стихийно, сам капитан в числе первых покинул судно и каким-то непонятным образом оказался в спасательной шлюпке. На прямые приказы начальника береговых спасателей вернутся на борт и организовать посадку людей в шлюпки отвечал нечто невразумительное.
Может быть Скоттино был сильно пьян?
Лайнер «Costa Concordia» сошёл со стапелей в 2006 году. Его спуску сопутствовала плохая морская примета: традиционная бутылка шампанского не разбилась о борт. Корабль, затонувший в столетнюю годовщину гибели "Титаника", уже называют "Титаником номер два". И еще... Так случилось, что на борту лайнера была итальянка Валентина Капуано, которой посчастливилось спастись, повторив судьбу своей бабушки. Бабушка Валентины — одна из немногих, которым удалось спастись после крушения того самого «Титаника». 30-летняя уроженка Неаполя рассказала итальянской газете La Pepubblica, что она будто пережила историю вековой давности, которую ей рассказывала бабушка. «Это было ужасно», — сказала Валентина.
На следующее утро:
P.S.
• Капитан Франческо Скеттино (итал. Francesco Schettino) 1950 года рождения, стал капитаном лайнера «Costa Concordia» в 2006 году. В настоящее время находится под домашним арестом. По факту кораблекрушения ведется следствие. Юристы говорят, что ему грозит 15 лет тюрьмы — значительную часть этого срока Скеттино получит за то, что покинул тонущее судно.
• Компания «Costa Cruises», владелец лайнера «Costa Concordia», понесет убытки в миллиарды евро. Поговаривают, что вряд-ли мы увидим эту компанию на рынке круизных услуг в будущем.